Брацкий альманахъ

Начало нашей эры

III - I ВЕКА ДО Н.Э.
На территории Братского района в это время жили племена гуннов. Они занимались скотоводством с постоянной переменой места.
Гунны употребляли в пищу сыр и молоко. Охота и рыболовство имели в хозяйстве этих кочевников вспомогательное значение. По описанию Сымацяна, их современника: <Во время приволья, по обыкновению следуя за своим скотом, занимаются полевою охотою и тем пропитываются>.
Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии и древние времена. М.; Л., 1950. 4.1. С.40.

II ВЕК
Приангарье населяли сяньби и тоби. Основой хозяйства этих племен было кочевое скотоводство. Их стада, в которых были лошади, крупный рогатый скот, овцы и козы, давали им основные средства жизни.
Политическое устройство было еще несложным: каждое стойбище-курень, т.е. родовая община, имело своего старейшину, власть которого распространялась на всю общину. Родовые общины объединялись в одно племя, власть в котором принадлежала выборному старейшине. Старейшина выбирался из старших, но еще не дряхлых, а вполне зрелых и сильных членов общины. Старейшины имели право наказывать провинившихся, разбирали споры и тяжбы из-за захвата чужого имущества, нарушений обычного права. Власть старейшины была основана на доверии общества, приказа нельзя было ослушаться.
Женщины пользовались большим авторитетом во всех делах жизни племени, кроме военных.
Бичурин. Н. Я- Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.; Л., 1950. 4.1. С.142-143.

IV - VI ВЕКА
Народности теле и тюкю подчиняют монголоязычные жужане. Но к середине VI в. в результате постоянных восстаний племен теле ослабла военная сила и политическое влияние жужан. В такой обстановке стали усиливаться племена тюкю.
В 552 г. тюкю нанесли сильное поражение жужанам. После этого поражения предводитель жужан в отчаянии покончил самоубийством, а Тумен, вожак племен тюкю, провозгласил себя каганом.
История Сибири. Л., 1968. Т.1.

IX ВЕК
На берегах Ангары появились тюрки и киргизы. Семья у родовых кочевников тюрок была моногамной с господством в ней мужчины.
Женщина иногда допускалась к управлению каганским государством.
Мужчины старшего поколения не могли жениться на женщинах младшего поколения, но мужчины младшего поколения женились на вдовах старших братьев, на мачехах, на тетках по отцу.
Главный вид богатства кочевников - скот - находился в частной собственности. Экономическое неравенство сопровождалось и неравенством социальным: были феодалы-аристократы, рядовые общинники и рабы. Главный источник поступления рабов составляли военнопленные, захваченные при войнах и набегах.
Конница, оружие из железа и такие доспехи, как шлемы и кольчуги, делали кавалерию тюрков грозной военной силой.
Киргизы, кроме скотоводства, занимались земледелием: сеяли просо, ячмень, пшеницу и коноплю. У киргизов хорошо шла обработка металлов: ковали обоюдоострые мечи, кинжалы, копья, пластинки для панцирей и различные принадлежности сбруи, а также обслуживали нужды сельского хозяйства - ковали лемехи, сошники и серпы, мотыги и топоры. Наряду с кузнецами, существовали златокузнецы - ювелиры, создававшие высокохудожественные изделия из бронзы, серебра и золота. Гончарное ремесло у киргизов достигало высокого уровня. Но самым замечательным достижением киргизской культуры была их собственная письменность, которая дошла до нас в надписях на могильных стелах, драгоценных сосудах, скалах.

X ВЕК
Особое место по уровню развития культуры и роли в политической жизни народов Восточной Сибири занимали курыкане, люди страны <солнечного восхождения>. Эти племена жили по берегам Ангары (Ангкола). У жителей этого района язык существенно не отличается от киргизского.
Важное место в хозяйстве курыкан, судя по культурным остаткам, занимало скотоводство: разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец и верблюдов. Занимались они охотой на диких животных - лосей, косуль, оленей, кабанов. Некоторую роль в экономике курыкан играло собирательство. Для выкапывания корней различных растений служили небольшие железные лопаточки с черешком, насаженным на рукоятку.
Курыкане занимались земледелием. Около поселении сохранились остатки древних пашен в виде длинных параллельных грядок.
Характерная черта курыканской культуры - обработка железа. Сыродутное железо курыканов обладало высокими качествами: содержание чистого метала в нем доходило до 99,43(!), потому оно было особенно ковким и прочным.
Курыканам была известна письменность. Знаки, вырезанные на дне глиняной посуды, дошли до нашего времени. Сохранились надписи на роликах для веретен, нацарапанные на бараньих лодыжках.
У курыкан была собственная патриархально-феодальная знать,угнетавшая и эксплуатировавшая зависимых от нее сородичей и рабов.
Окладников А.П. История Якутской АССР. М.; Л., 1955. Т.1. С.294- 325.

XIII ВЕК
Курыкане исчезают, а на их месте появляются монголоязычные племена. В XIII в. впервые упоминаются буряты.
Буряты разводили крупный и мелкий скот, лошадей и верблюдов. Существовало и примитивное земледелие. Сеяли просо, гречу, ячмень. Основным орудием древнего бурята-земледельца была землекопалка. мотыга.
Существенную роль в хозяйстве и общественной жизни ангарских бурят играла охота. На охоте и войне употребляли сложный монгольский лук. Стрелы имели железные наконечники четырехгранной или плоской формы, иногда с костяной свистулькой. Буряты в древности знали два вида охоты: индивидуальную и коллективную. .
Почти все, что нужно было для несложного хозяйства, буряты изготовляли сами: женщины катали войлок, обрабатывали шкуры животных, дубили кожи, делали ремни, шили обувь, занимались ткачеством. Мужчины изготовляли веревки, деревянные остовы юрт, повозки, домашнюю посуду, седла, сбруи, луки и стрелы.
Бурятские племена делились на родовые группы, во главе которых стояла родо-племенная знать.
Клеменц Д.А. Хангалов М.Н. Общественные охоты у северных бупят СПб., 1910. Т.1.
Козин С. А. Сокровенное сказание. М.; Л., 1941. Т.1.

XVI ВЕК
<Название <тунгус> известно русским с ХVI века. Тунгусы освоили почти всю сибирскую горную тайгу от Енисея до Охотского моря, часть лесотундры и тундры к западу от Лены. О глубокой древности расселения тунгусов на этих землях свидетельствует тунгусское происхождение названий многих рек в Восточной Сибири>.
Бродячий образ жизни и охота оказали влияние на характер и многие стороны жизни тунгусов. С охотой связана привычка ничего не накапливать, поэтому у тунгусов не было войн с захватнической целью. После победы над врагом победители не брали никакого имуущества.
Домашние занятия всех тунгусов делились на мужские и женские. к мужским относились изготовление изделий из дерева, кости и металла, а также изготовление лодки-берестянки (бересту шили женщины), лодки-долбленки и нарт. Женщины выделывали шкуры, шили из них одежду, обувь, покрышки для чума, предметы домашнего обихода. Они обрабатывали бересту и шили из нее посуду, а также берестяные полотнища для чумов и для лодок-берестянок.На женщинах лежали обязанности ухода за детьми и приготовление пищи.
Все тунгусы не выходили за пределы патриархально-родовых отношений.
Колониальная политика Московского государства в Якутии в XVII в. Л 1936. С.95.
Окладников А.П. Восточная Сибирь в 1Х-ХП веках. Очерки истории СССР М; Л., 1958. С.461 - 479.

Под тунгусами подразумевали группу родственных по языку народов живущих на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока: эвенков, эвенов, негидальцев, орочей, удэгейцев, ороков, ульчей, нанайцев (Ивенина В.К. География населения СССР. Словарь-справочник. Иркутск, 1987).

 

В. Ф. Герасимов,
Действительный член Географического общества
Российской Академии Наук.

Погода
Погода в Братске


70-летию Победы

MapBratsk

Драматический
                   театр

Дворец Искусств
Библиотеки
Музеи

Каталог сайтов
              Братска

Имена Братска
Братск
      православный

Межпоселенческая
 библиотека
  Братского района


БайкалНави

Электронная
   карта Братска

2gis на БСТ
Городские камеры

По интересам
показать
Форумы
показать
Порталы
показать
Администрация
показать
СМИ
показать
Инф. на сайте
показать

HomeNet
BratskSu

6824